Особенности пищевого поведения студентов Российского университета дружбы народов

РезюмеУ 557 студентов РУДН из 55 стран мира анкетным методом исследовано пищевое поведение. Большинство студентов (83%) признали, что после поступления в вуз их питание измененилось, в связи с чем у респондентов ухудшилось самочувствие. Лишь 12% студентов за год адаптировались к новому типу питания. Около 31% студентов оценили свое питание как хорошее, 39% - как удовлетворительное и 20% - как неудовлетворительное. Нарушали питание 80% студентов, причем 51% респондентов пропускали завтрак, 34% - обед, 15% - ужин. Горячее питание 1 раз в сутки употребляли 60% студентов, питаясь в основном всухомятку. Отмечено также недостаточное потребление студентами рыбы, рыбопродуктов, яиц и бобовых. Причину нарушения своего питания студенты видят в нерациональности учебного расписания и высоких ценах на пищевые продукты.

Ключевые слова:студенты, рацион питания, сбалансированное питание, нарушение питания, режим питания

Вопр. питания. - 2012. - № 1. - С. 57-62.

В настоящее время при добросовестном отношении к учебе студенты испытывают большие нагрузки. В Российском университете дружбы народов (РУДН) в обычные дни она достигает 12 ч в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15-16 ч. Иными словами, студентов можно отнести к группе повышенного риска, поскольку их труд по тяжести относится к І категории (легкий), а по напряжению - к ІV (очень напряженный) [2, 3, 9, 10]. К тому же процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты). Последствиями умственного переутомления студентов в сочетании с пониженной мышечной нагрузкой могут быть ухудшение здоровья, уменьшение работоспособности, снижение устойчивости к простудным заболеваниям, нарушения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания, системы пищеварения. Адаптация к новым социальным условиям, связанным с обучением в вузе, сначала вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических резервов организма, особенно в первые годы обучения [1, 3, 13].

Все это требует от студентов соблюдения здорового образа жизни и прежде всего принципов здорового питания (в это понятие входят не только сбалансированность рациона, но и режим питания). К этому следует добавить, что поскольку большинство студентов попадают под категорию развивающегося возраста (17-25 лет), выбор пищевых продуктов для составления ежедневного рациона требует большого внимания. В связи с вышесказанным необходимо совершенствовать систему мониторинга питания студентов, отслеживать качество питания в условиях специфики их трудовой деятельности. Управление рисками для здоровья, обусловленными питанием, позволит говорить о развитии самосознания студентов в области здорового питания, повышении качества жизни и учебы, а также снижении количества алиментарно-зависимых болезней [4-8,11,12,14].

Целями настоящей работы явились изучение пищевого поведения студентов и анализ факторов риска, ведущих к нарушению питания студентов.

Материал и методы

У 557 студентов РУДН методом анкетирования было проведено одномоментное исследование питания. Большинство студентов (73%) были представителями европейских стран (преимущ ественно из России), 15% - стран Юго-Восточной Азии, Средней Азии и арабского востока, 8% - стран Африки, 4% - стран Латинской Америки. Анкетирование проводилось среди студентов разных факультетов: медицинского (203), инженерного (102), экономического (98), аграрного (71), гуманитарно-социологических исследований (18), филологического (11), физико-математических и естественных наук (9), экологического (9), юридического (9), подготовительного (3) и других учебных подразделений РУДН (14 чел.). 38% анкетированных были мужского пола, 62% - женского; возраст респондентов - от 17 до 32 лет. Более половины студентов (52%) проживают в общежитии РУДН.

Для проведения анкетирования нами разработана анкета, включавшая 53 вопроса. Главными из них были вопросы, выявлявшие характерные элементы пищевого поведения студентов и их питания, тип приема пищи (завтрак, обед, ужин, дополнительные приемы пищи), частоту потребления продуктов питания. Особое внимание уделяли вопросам, связанным с организацией питания студентов в условиях обучения в РУДН (их оценка студентами, предложения и пр.).

Полученные данные проанализированы в статистических программах Excel, Statistica и SPSS. Методы статистического анализа включали описательную статистику и статистическую оценку. Сравнение независимых групп по количественному признаку проводили непараметрическими методами (критерии Манна-Уитни, Вальда-Волфовица и Колмогорова-Смирнова), а для нормально распределенных признаков - параметрическими методами (t-критерий Стьюдента для независимых групп). В ряде случаев применяли многофакторный анализ данных (дискриминантный анализ).

Результаты и обсуждение

Абсолютное большинство опрошенных студентов (95%) убеждены, что знают, как питаться правильно (48% осведомлены в этом полностью, 47% - частично), 5% ответили отрицательно (из стран Азии и Ближнего Востока - это составляет 10%, из стран Европы, включая Россию, - 2%, из стран Африки - 2%). Будущая специальность студентов важна для формирования у них представлений о питании. Наибольшая доля знающих все (60%) и не знающих ничего (4%) о здоровом питании учится на медицинском факультете, что определяется объемом полученных знаний о питании и большей адекватностью самооценки по данному вопросу. На 2-м месте студенты экономического факультета: доля оценивающих свои знания о правильном питании как полные составила почти 50%, а полное их отсутствие признают 2%. Большинство студентов других факультетов оценивают свои знания как неполные, но никто из них не признал свое незнание по данному вопросу.

Как показал опрос, 30% студентов получают информацию о питании из рекламных статей в СМИ, популярных журналов и телепередач, 22% пользуются советами родителей, 16% - рекомендациями врачей, 15% - советами друзей и знакомых, 10% - медицинской литературой, 6% студентов указали другие источники и 1% получают информацию от преподавателей. Многие респонденты указали несколько источников. Суммарный подсчет ответов на вопрос об источниках правильного питания (как при единственном ответе, так и в сочетании с другими ответами) показал (табл. 1), что основным таким источником для студентов являются советы родителей, СМИ и рекомендации врачей. Затем следуют медицинская литература, советы друзей и информация, полученная от преподавателей.

Распределение побудительных причин при покупке продукта питания (табл. 2) показывает, что для студентов вкусовые качества пищи - наиболее распространенная (41%) побудительная причина выбора пищевых продуктов, хотя немаловажным фактором (2-е ранговое место - 31%) остается вопрос об их пользе для сохранения здоровья. Остальные причины упоминались значительно реже. Так, цена продукта заняла 3-е ранговое место (14%), но была ведущей для студентов с низким материальным уровнем во всех случаях. Быстрота приготовления пищи как причина при покупке пищевых продуктов указана в 11% ответов.

Более 1/3 студентов (39%) оценивают свое питание как удовлетворительное, менее 1/3 (31%) - как полноценное (хорошее), 1/5 часть (19%) - как неполноценное (плохое); недоедание констатировали 4% респондентов, переедание - 2%, затруднились с ответом 4%.

Большинство студентов (83%) отмечают изменение своего питания после поступления в РУДН. При этом 38% респондентов указали, что их питание изменилось полностью, на частичные изменения в своем питании указали 45%, а на отсутствие изменений в питании - 17% (рис. 1). По результатам ответов студентов, отметивших изменения в питании, было выявлено, что последние в первую очередь касаются режима питания (43%). Около 1/4 респондентов (27%) указали на изменение набора продуктов питания, 18% - на количество принимаемой пищи и 9% - на ухудшение условий приготовления пищи (табл. 3). Из числа респондентов 233 (50%) отметили негативное влияние изменения своего питания на здоровье, 145 (31%) указали на улучшение здоровья, остальные (19%) полагают, что никакого влияния не испытывают.

Таблица 1. Источники информации о правильном питании студентов РУДН

Таблица 2. Распределение побудительных причин выбора пищевых продуктов студентами РУДН

Таблица 3. Оценка изменений в питании студента после поступления в РУДН

Рис. 1. Распределение студентов РУДН по оценке изменения питания после поступления в вуз

Рис. 2. Распределение студентов РУДН по кратности приема горячей пищи

Рис. 3. Оценки студентов РУДН из разных стран условий приготовления и приема пищи в общежитии вуза

Большинство студентов признали, что во время учебы в РУДН полностью адаптировались к питанию, причем 40% сразу, 31% - к концу 1-го года обучения, 18% -на втором году обучения и 4% - через 2 года (в среднем темп адаптации составил 12,1% в год). Около 12% студентов отметили отсутствие адаптации к новому типу питания. Нарушение режима питания (менее 3-х приемов пищи в день) выявлено у 457 (86%) студентов. Рациональным режим питания (3 и более раз) был у 77 (14%) респондентов.

Распределение студентов по кратности приема горячей пищи представлено на рис. 2, из которого видно, что полноценную горячую пищу (первое и/или второе блюда) более половины студентов (57%) принимают 1 раз, 29% - 2 раза, 5% - 3 раза в день, 1% - не менее 4 раз в день, 10% вообще не принимают горячую пищу и питаются всухомятку.

Большинство (86%) студентов справедливо полагают, что завтрак необходим. В 40% случаев студенты завтракают дома, 32% - в общежитии; значительно меньше (5%) - в кафе или студенческих столовых (6%). Однако в 17% случаев отмечен полный (16%) или временный (1%) отказ от завтрака.

На обед студентов в основном влияют ситуация, определяемая учебным расписанием, наличие достаточного времени и другие причины (в частности совмещение процесса обучения в вузе с работой). Большинство студентов РУДН обедают в студенческих столовых (31%), в кафе (27%) или в общежитии (20%). Другие варианты встречались реже: 10% вообще не обедают, а 7% приносят обед из дома.

Ужинают студенты в основном дома (40%) или в общежитии (38%); менее 10% респондентов - в кафе и студенческих столовых, не ужинают 4,8% студентов. Данные о месте принятия студентами РУДН пищи представлены в табл. 4. Среди всех случаев пропусков приема пищи 51% приходится на завтрак, 34% - на обед и 15% - на ужин.

При ответе на вопрос об условиях приготовления и приема пищи в общежитии 1-е ранговое место заняли оценивавшие условия как удовлетворительные (57,4%), 2-е - как плохие (26,3%), 3-е - как хорошие (16,2%). В большей степени условия удовлетворяют студентов из стран Африки (1-е место) и Азии (2-е место). Студенты из стран Латинской Америки склонны оценивать условия как удовлетворительные или плохие. Россияне, составляющие основную долю европейцев вуза, наиболее критичны - они лидируют в негативной оценке условий, занимают последнее место в удовлетворительной оценке и предпоследнее в позитивной.

Основная причина нарушений питания, которую подчеркивают студенты, в 40% случаев связана с нерациональной организацией учебного процесса, поскольку именно этим обусловлено отсутствие времени для приема пищи в течение дня (1-е ранговое место). 2-е и 3-е ранговые места делят высокие цены на продукты питания и их низкое качество (по 15%), на 4-м месте (11%) - низкие вкусовые качества пищи, на 5-м (10%) - высокая цена питания, предлагаемого в студенческих столовых и кафе. Отсутствие условий для приготовления пищи в общежитиях - на 6-м месте (8%), среди других причин - низкое качество пищи и антисанитарные условия в студенческих столовых, однообразное питание, несоблюдение режима питания; проблем с питанием не имеет 1% респондентов.

В отношении организации питания в вузе (рис. 4), абсолютное большинство респондентов указывали на дороговизну питания в студенческих столовых и отсутствие условий для приготовления пищи в общежитиях. Остальные 3% отмечают низкое качество питания и антисанитарные условия.

В основном решение проблемы питания, по мнению студентов, лежит в области организации питания в столовых, материальной помощи и улучшения условий для приготовления пищи в общежитиях (86%). В разъяснительной информации нуждается значительно меньшее (9,2%) число студентов, и хотя недостаток времени для приема пищи в течение учебного дня указан как ведущая проблема, помощь в организации времени для питания в обеденное время отмечена менее чем в 3% случаев (табл. 5).

Таблица 4. Места приема пищи студентами РУДН

Рис. 4. Проблемы, касающиеся организации питания в РУДН

Рис. 5. Распределение студентов РУДН по частоте использования продуктов быстрого приготовления

По мнению студентов, необходимо принять меры в двух направлениях: меры общего характера и специфические меры организации питания в РУДН. В числе первых большинство (78%) выделяют оказание им материальной помощи для питания; за санитарное просвещение по вопросам гигиены питания отдано 22% голосов. Среди специфических мер организации питания студентов 1-е место занимает организация питания в столовых (67%), 2-е - организация условий для приготовления пищи в общежитиях (28%), 3-е - коррекция учебного расписания с целью высвобождения достаточного свободного времени для приема пищи в обеденное время (5%).

Оценивая частоту применения ежедневно по- требляемых продуктов, большинство (74%) назвали чай, сахар и кондитерские изделия, а также хлеб и хлебобулочные изделия (58%). Кроме того, в данную группу вошли соки, фрукты и кофе [7]. В группе продуктов, потребляемых несколько раз в неделю, превалируют картофель (43%) и другиеовощи (43%), крупы (39%), а также мясо, мясные продукты и шоколад. Среди редко потребляемых продуктов (несколько раз в месяц) студенты отмечают рыбу и рыбные продукты, яйца, бобовые (соответственно 64, 53 и 53%), а также творог и сыр, колбасные и кисломолочные изделия, сливочное масло и молоко.

Продукты быстрого приготовления (рис. 5) 18,3% респондентов вообще не используют или по- требляют редко (очевидно, в связи с недостатком времени для приготовления пищи); ежедневно их потребляют не более 8% респондентов.

Таким образом, большинство студентов (83%) указали на изменение питания после поступления в РУДН, причем в 38% случаев эти изменения носят принципиальный характер и чаще касаются режима питания и набора продуктов. В процессе обучения 12,1% студентов за год адаптируются к новому типу питания, а у 1/4 в связи с несоблюдением принципов здорового питания отмечается ухудшение самочувствия. Абсолютное большинство студентов (95%) убеждены, что знают все о здоровом (рациональном и сбалансированном) питании. Наиболее критично оценивают свои знания в этом вопросе студенты медицинского факультета, получающие базовые знания по гигиене питания и другим общебиологическим дисциплинам. Основными источниками информации о рациональном питании служат советы родителей, СМИ и рекоменд ации врачей. Только 31% студентов РУДН оценивают свое питание как хорошее (полноценное), 39% - как удовлетворительное, а 1/5 - как неудовлетворительное. Из пищевых продуктов, употребляемых студентами, чай, кофе, сахар, кондитерские изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, соки и фрукты отнесены к продуктам ежедневного потребления, рыба и рыбные продукты, яйца и бобовые используются недостаточно. Нарушения режима питания отмечают 86% студентов РУДН, причем 10% респондентов никогда не потребляют горячую пищу. 17% студентов полагают, что завтрак не нужен. Из пропущенных приемов пищи 51% приходится на завтрак, 34% - на обед и 15% - на ужин. 57% студентов получают горячее питание только 1 раз в день, а около 10% питаются в сухомятку. Около половины респондентов отметили, что питаются дома, около 1/4 - в кафе и 1% в студенческих столовых РУДН.

Таблица 5. Меры по улучшению организации и качества питания студентов РУДН

Завтракают и ужинают студенты в основном по месту проживания, обедают в студенческих столовых (31%) и кафе (27%). Ведущее место среди причин нарушений питания занимают нерациональность учебного расписания, высокие цены на продукты питания и их низкое качество.

Литература

1. Барановский А .Ю. Болезни нарушенного питания. Лечение и профилактика. - М.: Наука и техника, 2007. - 304 с.

2. Барановский А.Ю., Назаренко Л.И. Основы питания россиян. - СПб., 2007. - 528 с.

3. Григорович О.А., Минина С.М., Шумкова М.И. Питание и психофизиологическая характеристика девушек в условиях экзаменационной сессии: Материалы IX Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2007. - С. 26.

4. Денисов В .Л. Компьютерная оценка обеспеченности организма микронуриентами: Материалы IX Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2007. - С. 30.

5. Ефремов А.В., Кондюрина Е.Г., Новоселов Я.Б. Система образовательных стандартов в области оздоровительного питания - организация, внедрение, развитие: Материалы IX Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2007. - С. 37.

6. Кешабянц Э.Э. Режим питания взрослого населения России: Материалы I Всерос. съезда диетологов и нутрициологов "Диетология: проблемы и горизонты". - М.: Династия, 2006. - С. 45.

7. Кича Д.И., Дрожжина Н.А., Максименко Л.В. Оценка фактического питания студентов: Материалы X Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2008. - С. 52.

8. Кокарева А.А. Динамика и структура потребности в диетическом питании учащейся молодежи: Материалы I Всерос. Съезда диетологов и нутрициологов "Диетология: проблемы и горизонты". - М.: Династия, 2006. - С. 47.

9. Лунева Е.В., Григорович О.А. О питании студентов разных типов телосложения: Материалы IX Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2007. - С. 56.

10. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Якушевич О.О. Общая нутрициология. - М.: Медпресс, 2005. - 392 с.

11. Онищенко Г. Г. // Вопр. питания. - 2008. - Т. 77, № 2. - С. 4-9.

12. Суханов Б.П., Керимова М.Г. Российские региональные программы здорового питания: анализ недостатков: Материалы I Всерос. съезда диетологов и нутрициологов "Диетология: проблемы и горизонты". - М.: Династия, 2006. - С. 104.

13. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. - М.: Колос, 2002. - 424 с.

14. Шабров А.В., Хорошилов И.Е. Современное состояние и перспективы преподавания нутрициологии и клинического питания в медицинских вузах: Материалы IX Всерос. конгр. диетологов и нутрициологов "Питание и здоровье". - М.: Династия, 2007. - С. 94.

Материалы данного сайта распространяются на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License («Атрибуция - Всемирная»)

SCImago Journal & Country Rank
Scopus CiteScore
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Журналы «ГЭОТАР-Медиа»