К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы для населения в области оптимального питания

РезюмеЗдоровое питание - важнейшая составляющая качества жизни, под которым понимается интегральный показатель психического, физического и социального функционирования человека. В рационе россиян недостаточно овощей и фруктов, молочных продуктов, избыток сахара, соли, продуктов, содержащих животный жир и транс-изомеры жирных кислот. Нарушения структуры питания, пищевого статуса приводят к развитию алиментарно-зависимых заболеваний (таких, как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, ожирение, подагра, остеопороз и др.) - основных причин преждевременной смертности населения. Все это свидетельствует о низком уровне знаний населения о принципах здорового питания. 49,2% россиян практически не имеют представления о правилах здорового питания. В связи с этим представляется исключительно важным ликвидировать сформировавшийся пробел в области образования населения по вопросам здорового питания путем внедрения обучающих программ. С этой целью разработаны обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания для целевых групп населения (детей дошкольного и школьного возраста; взрослого населения всех возрастов, в том числе беременных и кормящих женщин, лиц старше трудоспособного возраста; лиц с повышенным уровнем физической активности; работающих в тяжелых и вредных условиях труда; проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды). На базе научных учреждений Роспотребнадзора и ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" созданы 4 научно-методических и образовательный центр по вопросам здорового питания. Большую работу по реализации образовательных программ для населения по вопросам здорового питания проводит профильная комиссия по диетологии Минздрава России, включающая главных внештатных специалистов-диетологов федеральных округов и субъектов РФ.

Ключевые слова:питание, пищевой статус, алиментарно-зависимые заболевания, образовательные программы

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Благодарности. Авторы выражают благодарность за предоставленные материалы главным внештатным специалистам-диетологам федеральных округов РФ: Блинковой Л.Н., Кадыровой Л.М., Кондратьевой А.М., Поповой Н.А., Степановой А.В., Шарафетдинову Х.Х.

Для цитирования: Погожева А.В., Смирнова Е.А. К здоровью нации через многоуровневые образовательные программы для населения в области оптимального питания // Вопросы питания. 2020. Т 89, № 4. С. 262-72. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2020-10060

Одной из ведущих потребностей человека является питание. Здоровое питание - важнейшая составляющая качества жизни, под которым понимается интегральный показатель психического, физического и социального функционирования человека. Было установлено, что среди различных факторов окружающей среды на питание приходится 50% влияния на здоровье, т.е. столько, сколько занимают коммунальные, производственные экологические и другие факторы, взятые вместе. Однако традиционное питание россиян все еще далеко до оптимального [1-5].

Результаты исследований последних лет позволили сделать вывод о том, что практически половина самых распространенных заболеваний современного человека обусловлена неадекватным питанием. Очевидно значение негативных последствий для здоровья населения, связанных с нарушениями структуры питания и пищевого статуса. Такие нарушения ведут к постоянному росту распространенности алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний (НИЗ), таких как сердечно-сосудистые, онкологические, сахарный диабет, ожирение, подагра, остеопороз и др., которые являются основной причиной смертности населения экономически развитых стран, в том числе России [2, 3, 6].

В 2018 г. более половины случаев смертности в России приходилось на НИЗ, в том числе на болезни системы кровообращения - 47% смертей, на новообразования - 16% [6, 7]. Только две данные позиции обусловливают более половины случаев смертности в России, а в сочетании с болезнями эндокринной системы (2,4%), включая расстройства питания и нарушения обмена веществ, составляют более 65% причин смертности. При этом данные НИЗ развиваются на фоне постоянного роста распространенности среди взрослого (19 и более лет) населения избыточной массы тела, которая в настоящее время диагностируется у 47,3% мужчин и у 35,5% женщин, и ожирения - у 18,8 и у 27,4% соответственно [8]. Аналогичная тенденция наблюдается и среди детского населения. Распространенность избыточной массы тела у детей в возрасте 5-14 лет составляет 19,4%, у подростков в возрасте 15-18 лет - 12,7%, а ожирения - 10,4 и 2,6% соответственно [8].

Рацион большинства взрослого населения России характеризуется избыточной калорийностью, высоким потреблением животного жира, соли, добавленного сахара при недостатке овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что вносит свой вклад в развитие НИЗ. По сравнению с мужчинами женщины потребляют больше рыбных и молочных продуктов, свежих овощей и фруктов, меньше - мясных и консервированных продуктов, хлебобулочных изделий [8, 9].

Складывающаяся до настоящего времени структура питания населения России не соответствует оптимальной, представленной в утвержденных приказом Минздрава России от 19.08.2016 № 614 "Рекомендациях по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания": потребление овощей и бахчевых, фруктов и ягод - ниже в 1,3 раза, молока и молочных продуктов - в 1,2 раза, масла растительного и маргаринов - в 1,2 раза, яиц - в 1,1 раза, тогда как мяса и мясопродуктов - выше в 1,2 раза, сахара и кондитерских изделий - в 1,4 раза. Только потребление хлебо- и рыбопродуктов соответствует рациональным нормам [8, 9].

В 2018 г. по сравнению с 2013 г. в России потребление населением хлебопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий, масла растительного и маргарина практически не изменилось, картофеля, фруктов и ягод, рыбы и рыбопродуктов снизилось на 4%, тогда как овощей и бахчевых, мяса и мясопродуктов, яиц возросло на 5-8% [8, 9].

Структура потребления пищевых продуктов отражается на химическом составе рациона питания населения России. С 2013 по 2018 г. на фоне некоторого возрастания калорийности рациона отмечается тенденция к увеличению содержания в нем жира (на 2,3%) и животного белка (на 3,0%), количество которого в составе общего белка составило 63,6% (рекомендуемое соотношение животного и растительного белка - 1:1) [10].

Несмотря на то что в последнее время выявлена тенденция к снижению распространенности дефицита ряда витаминов за счет использования в питании специализированных пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище [11, 12], проблема адекватной обеспеченности населения микронутриентами остается нерешенной, о чем свидетельствуют результаты массовых обследований различных групп населения [13-15].

Такое состояние питания населения России нельзя считать здоровым, так как известно, что нарушение его режима и структуры, а также недостаточное представление о принципах здорового питания способствуют увеличению риска развития ожирения, сахарного диабета 2 типа, сердечно-сосудистых и других НИЗ.

Одной из причин нарушения структуры питания является тот факт, что не все население знает и придерживается принципов здорового питания.

По данным выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, выполненного Росстатом в 2018 г., большинство населения (>80% опрошенных) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит прежде всего от них самих. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые предупреждают заболевания, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Признавая на декларативном уровне важность здоровья, пользу занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери. Например, только 34,9% населения считают целью занятий спортом увеличение продолжительности жизни, при этом 82,9% признают ведущую роль спорта в укреплении здоровья. Среди основных причин, мешающих заниматься физкультурой и спортом, респонденты указывают отсутствие свободного времени - 39,6%, отсутствие желания, интереса - 33,2%, плохое состояние здоровья - 22,8%, лень - 21,8%, вредные привычки (курение, употребление алкоголя и др.) - 3,3% [16].

По данным мониторинга здорового образа жизни, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 г., доля граждан, следящих за своим питанием, на сегодняшний день составляет 59%: 7% соблюдают диету, рекомендованную врачом, 13% - выбранную самостоятельно, 39% - в целом стараются есть здоровую пищу. Выросла доля тех, кто отмечает отсутствие возможности следить за своим рационом ввиду нехватки денежных средств, - с 14 до 19%. Каждый 5-й (21%) употребляет в пищу любые продукты, поскольку чувствует себя совершенно здоровым [17]. Результаты еще одного исследования ВЦИОМ [18] о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании свидетельствуют о том, что свое питание считают правильным 48% россиян, столько же придерживаются обратной точки зрения. При этом о правильности своего рациона чаще говорят представители старших поколений - от 45 до 59 лет (52%) и от 60 лет (35%). Напротив, считают свое питание неправильным чаще молодые люди от 25 до 34 лет (56%). Под правильным питанием россияне понимают в первую очередь отказ от вредных продуктов (43%). Около 1/3 респондентов связывают данное понятие с принятием небольших порций пищи 4-5 раз в день (35%), употреблением достаточного количества воды (35%), потреблением только органических продуктов (33%), умеренным питанием (31%) и контролем состава пищи (30%). При этом только 8% россиян придерживаются мнения, что понятие "полезные продукты" связано с их пищевой ценностью, а 15% считают, что полезные продукты - те, что богаты витаминами.

Таблица 1. Оценка приверженности россиян принципам здорового питания (на основе данных [16])

Table 1. Assessment of Russians’ adherence to the principles of healthy eating (based on data [16]

Как видно из табл. 1, практически не имеют представления о правилах здорового питания около половины населения. При этом около 60% населения не соблюдают режим питания, треть принимают пищу 1-3 раза в день, а примерно каждый 5-й употребляет перед сном обильную пищу или питаеся всухомятку (бутерброды, хот-доги, пирожки и т.д.) вместо полноценного приема пищи [16].

Очевидно, что основным путем снижения распространенности НИЗ является широкое внедрение профилактических мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни, и среди них лидирующие позиции занимает оптимизация питания, в том числе путем реализации образовательных программ [19-21].

Однако, несмотря на то что вопросами просвещения в области здорового питания в нашей стране занимаются центры профилактики, центры здоровья (и существующие в них кабинеты здорового питания), а также специально созданные консультативно-диагностические центры "Здоровое питание", сведения от них получают только 11,7% россиян, а для большинства населения источником информации о здоровом питании служат средства массовой информации (газеты, журналы, теле-и радиопередачи, интернет-сайты) [16, 22].

Показательными в отношении образовательной деятельности в области здорового питания могут служить программы, разработанные на национальном и региональном уровнях в Финляндии, Англии, Норвегии, США и в некоторых других странах [23, 24].

Выделяют несколько направлений реализации образовательных программ [25]:

1) информационное (или пропаганда здорового питания) - обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой для любого нуждающегося в ней информации в области здоровья; трансляция медицинских и гигиенических знаний всеми средствами, и в первую очередь средствами массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, сайты и т.д.);

2) образовательное - разработка и реализация программ воспитания и обучения правилам здорового питания для разных групп населения и специалистов;

3) координационное - объединение деятельности органов законодательной и исполнительной власти, различных общественных групп и структур, усилия которых направлены на повышение приверженности граждан здоровому образу жизни и питания и включение этих проблем в повестку дня лиц, принимающих управленческие решения на государственном уровне;

4) педагогическое - непосредственное участие специалистов по образовательной деятельности в разработке и реализации индивидуальных или групповых программ в области здорового питания профилактической направленности, технологий оценки уровня персонализации и его коррекции, методов прогностического скрининга и т.д.

Все системы обучения в области здорового питания подразделяются в зависимости от целевых аудиторий на общие (для населения) и специальные, для специалистов в области питания: медицинских работников, педагогов, работников аграрно-промышленного комплекса, пищевых производств и общественного питания (см. рисунок) [22, 26].

Системы обучения в области здорового питания

Healthy eating training systems

Общеобразовательные программы - это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний, умений и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены. Проведение обучения населения в области здорового питания обязательно для всех медицинских учреждений, для всех медицинских работников.

Реализация государственной политики в области здорового питания находится под постоянным контролем Президента РФ и Правительства РФ и направлена на достижение национальных целей развития страны - обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет [27].

Ответом на существующие вызовы призвана стать системная деятельность, направленная на создание и поддержание информационно-просветительской среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность здоровому образу жизни и принципам здорового питания. Разработка и реализация такой среды предусмотрена федеральным проектом "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" ("Укрепление общественного здоровья") национального проекта "Демография".

Образовательно-просветительская деятельность является одним из главных приоритетов федерального проекта, а ключевую роль в ее реализации выполняет Роспотребнадзор при методической поддержке ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии".

В 2019 г. на базе научных организаций Роспотребнадзора и ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" была создана сеть научно-методических и образовательных центров по вопросам здорового питания. В 2020 г. утверждена Концепция создания обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания, цель которой - внедрение разработанных на основании данных научных исследований образовательных программ по вопросам здорового питания в практику (приказ Роспотребнадзора от 24.03.2020 № 186), а также ряд образовательных программ, включая разработанные ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания для взрослого населения всех возрастов, в том числе для беременных и кормящих женщин, лиц пожилого и старческого возраста, лиц с повышенным уровнем физической активности" (приказ Роспотребнадзора от 07.07.2020 № 379). В настоящее время учреждения Роспотребнадзора приступили к реализации программ в 24 регионах (охват - не менее 5 млн человек). Согласно плану мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" к 2024 г. охват населения образовательными программами должен составить не менее 30 млн человек в 80 субъектах РФ. Последовательная реализация и масштабирование обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания - ключевой механизм преодоления препятствий на пути к распространению и принятию в обществе норм здорового образа жизни, в том числе здорового питания.

Большое значение имеют образовательные программы в области здорового питания для детей дошкольного и школьного возраста. На возраст от 7 до 18 лет, когда ребенок учится в школе, приходится наиболее интенсивный соматический рост организма, сопровождающийся повышенными умственными и физическими нагрузками. Недостаточное или несбалансированное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, что практически невозможно скорректировать в дальнейшем. По свидетельству специалистов при поступлении в школу различные заболевания имеет каждый 10-й ребенок, тогда как при выпуске - лишь каждый 10-й не имеет отклонений по здоровью. Заболевания, связанные с питанием, имеют в возрасте 3-6 лет 21,1% детей, 7-11 лет - 24,7%, 12-13 лет - 30,4% [28].

В письме Минобрнауки России от 12.04.2012 № 06-731 "О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников" от 24.05.2012 отмечено, что одной из важнейших задач совершенствования организации питания является формирование у детей навыков здорового питания, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, работников сферы дошкольного и школьного питания в части формирования культуры здорового питания, а также просветительская работа среди детей, их родителей и педагогов.

В общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях работа по формированию знаний и умений здорового питания должна проводиться по следующим направлениям [29, 30]:

1. Структура, режим и организация питания в образовательных учреждениях должны не только соответствовать всем гигиеническим требованиям, но и служить примером здорового питания.

2. Комплексная и системная работа постепенно формирует основы гигиены и режима питания, представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых пищевых веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п. Принципы формирования здорового питания: научная обоснованность и практическая целесообразность; возрастная адекватность; необходимость и достаточность информации; модульность структуры; системность и последовательность; вовлеченность семьи в реализацию программы.

3. Просветительская работа с родителями (законными представителями) способствует вовлечению их в процесс формирования культуры здорового питания в семье. Питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансировано, нарушен режим питания. Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.

4. Повышение уровня компетенции специалистов образовательных учреждений, которые должны знать основы современной государственной политики в сфере питания; федеральные законы, региональные нормативные правовые акты и СанПиНы, регулирующие деятельность в сфере питания; основы возрастной физиологии и гигиены.

В ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" за 20172019 гг. было реализовано более 7000 образовательных (просветительских) мероприятий (табл. 2).

Таблица 2. Образовательная деятельность Федерального государственного бюджетного учреждения науки "Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии" по вопросам здорового питания для населения за 2017-2019 гг.

Table 2. Educational activities of the Federal Research Centre of Nutrition, Biotechnology and Food Safety on healthy nutrition for the population for the period 2017-2019

Разработаны материалы для образовательных программ по здоровому питанию всех групп населения. Среди них значительное место занимают материалы для просветительских программ по питанию беременных, кормящих матерей и детей в возрасте до 3 лет [30, 31].

Большое внимание уделяется также образовательным программам в области здорового питания детей и подростков, тесно связанным с просвещением родителей и сотрудников учебных заведений [32-35]. Разработаны 5 учебных пособий для обучения принципам здорового питания детей разных возрастных групп (дошкольники 5-6 лет, учащиеся 1-4, 5-6, 7-9, 10-11-х классов), а также образовательная программа "Здоровье, сила, красота", включающая раздел по здоровому питанию для этого контингента [36-41].

Взрослой целевой аудитории образовательных программ необходима информация о структуре здорового рациона, основных группах пищевых продуктов, их количественных пропорциях, правилах выбора пищевых продуктов, гигиенических навыках их хранения и кулинарной обработки. Разработанные ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" материалы представлены в печатной и электронной форме [42-47].

Лица старше 60 лет заинтересованы в получении информации не только о здоровом рационе, но и о питании при заболеваниях, ассоциированных с возрастом. Наряду с теоретическими знаниями людям пожилого возраста очень важно получать практические навыки в приготовлении блюд здорового питания в процессе коллективных занятий (мастер-классов, тематических фестивалей и др.), что оправдано и с психологический точки зрения [48, 49].

В последнее время набирают популярность образовательные программы для спортсменов и лиц, занимающихся в фитнес-клубах. Вопросы просвещения для этого контингента включают сведения об особенностях питания спортсменов различных видов спорта, принципы которого направлены на повышение спортивной результативности и профилактику НИЗ, а также на рекомендации по персонализации рациона - включению в него специализированных продуктов спортивного питания и биологически активных добавок к пище [50-55].

Методы и средства, используемые в реализации образовательных программ

Методы, с помощью которых реализуются образовательные программы в области здорового питания, включают 3 основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации. Термин "средства" или "формы" объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы. Они входят в состав каждого метода, отражая его главную характерную особенность [25, 29].

Метод устной пропаганды включает лекции, семинары, школы и др.

Метод печатной пропаганды включает разнообразные средства, из них наиболее доступные и часто используемые на практике: лозунг, листовка, памятка, брошюра, буклет, бюллетень, календарь, ящик вопросов и доска ответов, стенная газета.

Метод изобразительной пропаганды может включать натуральные, искусственные и комбинированные средства. Искусственные средства делятся на 2 вида: объемного воспроизведения (муляж, модель, макет, фантом) и плоскостные (плакат, диафильм, слайды, фотографии, фотоплакат, фотогазета, фотоателье, фотовыставка, диаграммы, схемы, диапозитивы). Натуральные средства - это предметы, изделия, например образцы продуктов. Могут быть и комбинированные средства.

Выставки (передвижные и стационарные) - наиболее интересное и эффективное средство изобразительной пропаганды, особенно если говорить о выставке-музее или о большой стационарной выставке. Это совокупность различного рода экспонатов, текстов, оформительских приемов, а также во многих случаях - работа экскурсовода [25, 26, 29].

В настоящее время важными средствами реализации образовательных программ для населения являются размещение информации по здоровому питанию на официальных сайтах, информационных порталах, тематических блогах и страницах в социальных сетях, в специализированных приложениях для смартфонов и т.п.

Большая работа по образованию (просвещению) населения по вопросам здорового питания возложена на диетологическую сеть, которая состоит из главного внештатного диетолога Минздрава России (академик В.А. Тутельян), профильной комиссии по диетологии Минздрава России, включающей главных внештатных специалистов-диетологов федеральных округов и субъектов РФ.

В табл. 3 представлены виды образовательной деятельности профильной комиссии по диетологии Минздрава России в области здорового питания для целевых групп населения в 2018-2019 гг.

Таблица 3. Образовательная деятельность профильной комиссии по диетологии Минздрава России в области здорового питания для целевых групп населения за период 2018-2019 гг.

Table 3. Educational activities of the specialized commission on dietetics of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation in the field of healthy nutrition for target groups of the population for the period 2018-2019

В заключение необходимо отметить, что амбициозные цели, определенные Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года": снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения) и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, - могут быть достигнуты только при массовом вовлечении граждан в практику здорового образа жизни и стимулирование отказа от вредных привычек, включая потребление алкоголя, табака и нерациональное питание.

В настоящее время государством реализуется целый ряд мероприятий, направленных на формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание, а разработка и внедрение образовательных программ для населения в области здорового питания в этих мероприятиях занимают ключевое место, что в конечном итоге должно способствовать здоровьесбережению, улучшению качества и увеличению продолжительности жизни населения России.

Литература

1. Тутельян В.А., Суханов Б.П., Керимова М.Г., Елизарова Е.В. Оптимизация питания россиян - путь к здоровью и повышению качества жизни // Сеченовский вестник. 2014. № 3 (17). С. 8-13.

2. Погожева А.В., Батурин А.К. Питание и профилактика неинфекционных заболеваний. Beau Bassin : Lambert Academic Publishing, 2017. 184 с.

3. Погожева А.В., Батурин А.К. Правильное питание - фундамент здоровья и долголетия // Пищевая промышленность. 2017. № 10. С. 58-61.

4. Литвинова О.С. Структура питания населения Российской Федерации. Гигиеническая оценка // Здоровье населения и среда обитания. 2016. № 5. С. 11-14.

5. Тармаева И.Ю., Ефимова Н.В., Баглушкина С.Ю. Гигиеническая оценка питания и риск заболеваемости, связанный с его нарушением // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 9. С. 868-872.

6. Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-декабрь 2018 г. Москва : Росстат, 2019.

7. Россия в цифрах. 2019 : краткий статистический сборник. Москва : Росстат, 2019. 549 с.

8. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2018 году. Москва : Росстат, 2019. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/food18/index.html

9. Итоги выборочного наблюдения рациона питания населения в 2013 году. Москва : Росстат, 2013. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/food1/survey0/index.html

10. Батурин А.К., Мартинчик А.Н., Погожева А.В. Эпидемиология питания // Нутрициология и клиническая диетология : национальное руководство / под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 169-183. DOI: https://doi.org/10.33029 /9704-5352-0-NKD-2020-1-632

11. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации (1987-2017 гг.) // Вопросы питания. 2018. Т. 87, № 4. С. 62-68. DOI: https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10043

12. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Рисник Д.В. Анализ отечественного и международного опыта использования обогащенных микроэлементами пищевых продуктов и йодирования соли // Микроэлементы в медицине. 2015. Т. 16, № 4. С. 3-20.

13. Коденцова В.М., Бекетова Н.А., Никитюк Д.Б., Тутельян В.А. Характеристика обеспеченности витаминами взрослого населения Российской Федерации // Профилактическая медицина. 2018. Т. 21, № 4. С. 32-37. DOI: https://doi.org/10.17116/profmed201821432

14. Коденцова В.М., Вржесинская О.А. Обеспеченность детей водорастворимыми витаминами (2015-2018 гг.) // Вопросы практической педиатрии. 2019. Т. 14, № 2. С. 7-14. DOI: https://doi.org/10.20953/1817-7646-2019-2-7-14

15. Вржесинская О.А., Коденцова В.М., Переверзева О.Г., Леоненко С.Н. Обеспеченность витаминами детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в разных регионах (Московская область, г. Екатеринбург) // Педиатр. 2017. Т. 8, № 5. С. 49-53.

16. Итоги выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения в 2018 году. Москва : Росстат. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/ZDOR/Factors2018_2812/index.html

17. Результаты мониторинга здорового образа жизни, Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9713

18. Результаты исследования о рационе питания россиян и представлениях о правильном питании. Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2019. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10047

19. Первая Глобальная министерская конференция по здоровому образу жизни и неинфекционным заболеваниям. Москва, 28-29 апреля 2011 г. Московская декларация. URL: https://www.who.int/nmh/events/global_forum_ncd/documents/moscow_declaration_ru.pdf?ua

20. Вторая Международная конференция по вопросам питания. Рим, 19-21 ноября 2014 г. Итоговый документ конференции: Римская декларация по вопросам питания. URL: http://www.fao.org/3/a-ml542r.pdf

21. Онищенко Г.Г. Главное - профилактика // Стандарты и качество. 2016. № 8. С. 8-13.

22. Погожева А.В., Елизарова Е.Ю. Образовательные программы в области здорового питания для специалистов и населения // Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 183-192. DOI: https://doi.org/10.33029/9704-5352-0-NKD-2020-1-632

23. McNamara J., Sweetman S., Connors P., Lofgren I., Greene G. Using interactive nutrition modules to increase critical thinking skills in college courses // J. Nutr. Educ. Behav. 2020. Vol. 52. P. 343-350. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jneb.2019.06.007

24. Begley А., Bird А., Palermo С. developing national conceptual understanding to describe entry-to-practice dietetics competence // J. Nutr. Educ. Behav. 2020. Vol. 52. P. 351-358. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jneb.2019.08.003

25. Войт Л.Н. Медико-социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Благовещенск : АГМА, 2008. 25 с.

26. Батурин А.К., Погожева А.В., Сазонова О.В. Основы здорового питания. Образовательная программа для студентов медицинских вузов и врачей. Методическое пособие. Москва, 2011. 79 с.

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р "Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года".

28. Тамова М.Ю. Тутельян В.А., Шамкова Н.Т. Организация питания детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: монография. Москва : ДеЛи плюс, 2019. 152 с.

29. Игнатьева Л.П., Чирцова М.В., Потапова М.О. Формирование культуры здоровья. Программы формирования здорового образа жизни : учебное пособие. ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. Иркутск : ИГМУ, 2014. 61 с.

30. Тутельян В.А., Никитюк Д.Б., Погожева А.В., Конь И.Я. Питание в начале жизни. От беременности до 3 лет. Москва : Эксмо, 2017. 288 с.

31. Гмошинская М.В. Питание беременных и кормящих женщин // Карманные рекомендации по педиатрии / под ред. И.Н. Захаровой. Москва : Ремедиум, 2019. С. 267-299.

32. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: монография : в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубовой, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 1: Состояние здоровья детей и подростков: федеральные и региональные аспекты. 2019. 340 с. (Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. Детская конституционология: современные подходы, состояние проблемы и методика исследования. С. 8-17)

33. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 3: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. 340 с. (Тутельян В.А, Никитюк Д.Б., Шарафетдинов Х.Х. Здоровое питание - основа здорового образа жизни и профилактики хронических неинфекционных заболеваний. С. 203-227)

34. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография: в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 3: Основные факторы риска, определяющие здоровье молодежи. Вопросы нарушения питания. 2019. 340 с. (Тутельян В.А., Герасименко Н.Ф., Никитюк Д.Б., Погожева А.В. Оптимальное питание - основа здорового образа жизни. С. 228-249)

35. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: монография : в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, О.Ю. Милушкиной, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 5: Психологическое здоровье молодежи. Роль информационных технологий. 2019. 248 с.

36. Колопатова Е.Е., Мошнина Р.Ш., Петрук Е.Н., Погожева А.В., Самкова И.А. Здорово быть здоровым. 5-6 лет : учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.Г. Онищенко. Москва : Просвещение, 2019. 144 с. URL: https://shop.prosv.ru/zdorovo-byt-zdorovym--5-6-let9563

37. Мошнина Р.Ш., Погожева А.В. Здорово быть здоровым. 1-4 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.Г. Онищенко. Москва : Просвещение, 2019. 143 с. URL: https://shop.prosv.ru/zdorovo-byt-zdorovym--1-4-klassy9564.

38. Зюрин Э.А., Погожева А.В., Шаповаленко И.В., Кочетова Ю.А., Кузнецова О.В., Фокина А.В. Здорово быть здоровым. 5-6 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.Г. Онищенко. Москва : Просвещение, 2019. 143 с. URL: https://shop.prosv.ru/zdorovo-byt-zdorovym--5-6-klassy9455

39. Зюрин Э.А., Погожева А.В., Шаповаленко И.В., Кочетова Ю.А., Кузнецова О.В., Фокина А.В. Здорово быть здоровым. 7-9 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.Г. Онищенко. Москва : Просвещение, 2019. 143 с. URL: https://shop.prosv.ru/zdorovo-byt-zdorovym-7-9-klassy9574

40. Зюрин Э.А., Погожева А.В., Шаповаленко И.В., Кочетова Ю.А., Кузнецова О.В., Фокина А.В. Здорово быть здоровым. 10-11 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г.Г. Онищенко. Москва : Просвещение, 2019. 142 с. URL: https://shop.prosv.ru/zdorovo-byt-zdorovym-10-11-klassy

41. Образовательная программа (шифр 02808). Курс "Здоровье. Сила. Красота" для внеурочной деятельности в образовательной организации. URL: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/bb2/02808_APRO_VSE_2018_4d1.pdf

42. Книга о вкусной и здоровой пище / под ред. В.А. Тутельяна. Москва : Эксмо, 2016. 432 с.

43. Погожева А.В. Вкусная и здоровая пища. Как научиться сочетать. Москва : Эксмо, 2016. 320 c.

44. Погожева А.В. Основы питания при аллергии. Москва, 2017. 256 с.

45. Качество жизни. Здоровье и питание : атлас / под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка, Д.А. Буряка, С.Е. Акользиной, А.К. Батурина ; пер. на англ. О.Н. Кишко. Москва : Медицина, 2018. 696 с.

46. Погожева А.В. Меню-магнит для лиц с избыточной массой тела и ожирением. URL: www.СтройнаяРоссия.рф

47. Погожева А.В. Здоровье в правильной форме (в помощь пациентам с избыточным весом и ожирением), 2016. URL: www.СтройнаяРоссия.рф

48. Погожева А.В. Ешь, пей, молодей. Уникальные принципы геродиететики - здорового питания в пожилом возрасте. Москва : АСТ, 2015. 416 с.

49. Норбеков М.С. Погожева А.В., Мильнер Е., Евдокименко П.В. Жизнь после пятидесяти. Москва : АСТ, 2015. 256 с.

50. Никитюк Д.Б., Погожева А.В. Питание спортсменов. В кн.: Пища Москвы и России в истории и культуре народа. Т. 2. Москва : Известия, 2019. С. 98-102.

51. Тутельян В.А., Никитюк Д.Б., Погожева А.В. Спортивное питание: от теории к практике. Москва : ДеЛи, 2020. 256 с.

52. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография : в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.И. Попова, В.И. Стародубовой, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 2: Технологии снижения рисков здоровью. Профилактика и диспансеризации. Здоровое питание. 2019. 396 с. (Тутельян В.А., Никитюк Д.Б. Питание и спорт: реалии и перспективы. С. 219-227)

53. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы : монография : в 5 т. / под ред. Н.Ф. Герасименко, П.В. Глыбочко, О.Ю. Милушкиной, В.И. Попова, В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. Москва : Научная книга, 2019. Т. 4: Образ жизни и физическая активность детей и подростков. Особенности формирования вредных привычек, основные направления противодействия. 2019. 224 с.

54. Никитюк Д.Б., Погожева А.В. Питание спортсменов // Нутрициология и клиническая диетология : национальное руководство / под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 257-264. DOI: https://doi.org/10.33029 /9704-5352-0-NKD-2020-1-632

55. Никитюк Д.Б., Ханферьян Р.А. Специализированные продукты для питания спортсменов // Нутрициология и клиническая диетология : национальное руководство / под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. С. 265-274. DOI: https://doi.org/10.33029 /9704-5352-0-NKD-2020-1-632

SCImago Journal & Country Rank
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
Тутельян Виктор Александрович
Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

Медицина сегодня
Московская урологическая школа.

Московская урологическая школа Урология - область медицинской науки, которая интенсивно развивается. Ежегодно появляются новые научные данные, обнародуются результаты исследований и разработок, меняются алгоритмы диагностики и лечения пациентов с теми или иными болезнями...

"120 лет кафедре оториноларингологии с клиникой ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова".

24-25 ноября 2020 г. состоится Юбилейная научно-практическая конференция с международным участием "120 лет кафедре оториноларингологии с клиникой ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова". Мероприятие, посвященное 120-летию со дня основания второй в России кафедры, пройдет в...

"Левитановские чтения" - 2020.

Всероссийская научно-практическая конференция "Левитановские чтения" - 2020 27-28 ноября 2020 г. состоится Всероссийская научно-практическая конференция "Левитановские чтения", посвященная различным аспектам организации медицинской помощи пациентам с язвенным колитом и...


Журналы «ГЭОТАР-Медиа»